Le Grand jeu

Le Grand jeu
 Большая игра
   1933 Франция (120 мин)
     Произв. Films de France
     Реж. ЖАК ФЕЙДЕР
     Сцен. Шарль Снак, Жак Фейдер
     Опер. Гарри Стрэдлинг, Морис Форстер
     Муз. Ганс Айслер
     В ролях Пьер Ришар-Вильм (Пьер Мартель), Шарль Ванель (Клеман), Мари Белл (Флоранс / Ирма), Франсуаз Розэ (Бланш), Жорж Питоефф (Никола), Лин Клевер (Довиль), Пьер Ларкей (Гюстен).
   Растратив огромные средства на капризы любовницы Флоранс, Пьер вынужден уехать из страны под давлением семьи. Флоранс отказывается ехать с ним. Он записывается в Иностранный легион. Попав в Марокко, Пьер участвует в военных экспедициях и идет навстречу опасности, поскольку отчаяние толкает его на смерть. Он становится другом Бланш, хозяйки отеля и публичного дома, которая относится к нему как к собственному сыну. Чтобы убить время, она гадает ему на картах по раскладу «Большая игра» - этому раскладу она доверяет безоговорочно. Она предсказывает, что Пьер вновь увидит любимую женщину и убьет человека. В кабаре «Парижские причуды» Пьер с изумлением видит танцовщицу и проститутку Ирму, которая точь-в-точь похожа на Флоранс; Пьер задумывается, не она ли и есть Флоранс. На лбу у Ирмы шрам от пули. Она приехала из Барселоны, раньше жила в Бордо, но о своем прошлом не помнит почти ничего. Насколько Флоранс была элегантна и кокетлива, настолько Ирма наивна и неотесанна. Особенно разнятся их голоса, и Пьер иногда просит Ирму не разговаривать. Он «выкупает» ее у Клемана, мужа Бланш. Помимо сходства с Флоранс, Пьера притягивает искренняя и абсолютная преданность Ирмы. Однажды он застает ее в комнате Клемана, который завел ее туда силой. Начинается драка, Клеман выпадает из окна 2-го этажа и разбивается насмерть. Бланш заявляет полиции, что его смерть была случайной. Почти отслужив 5 лет, Пьер узнает, что получил наследство от дяди. Он готовится вернуться во Францию с Ирмой, но волей судьбы встречает Флоранс на улицах Касабланки. Он понимает, что Флоранс никогда его не любила, но он не сможет ее забыть. Он сажает Ирму на борт корабля, идущего во Францию, и обещает приехать к ней через несколько дней. На самом же деле он нанимается на следующий 5-летний срок, твердо решив погибнуть в очередном опасном задании. Впрочем, этот исход ему предсказывают карты, разложенные Бланш.
    1-й фильм Фейдера после его возвращения из Голливуда. Фейдер вписывает в жанр колониального фильма чисто индивидуалистскую любовную драму; избавленную от политики и пропитанную фатализмом. В этом отношении Большая игра оказала значительное влияние на Карне, работавшего 1-м ассистентом режиссера на фильме, и может считаться подлинной точкой отсчета в истории «поэтического реализма». Фильм полностью лишен патриотических ноток, не несет в себе никаких следов идеологии колониализма того времени и, следовательно, не состарился вместе с ней. Абстрактное и строго эмоциональное использование декораций и географических объектов, где происходит действие, связано с опытом, полученным Фейдером в Америке. В этом фильм гораздо ближе к Марокко, Morocco Штернберга, чем к Трое из Сен-Сира, Trois de Saint-Cyr. Сильная сторона фильма - превосходная актерская игра - как в главных, так и в небольших ролях. Гениальной находкой Фейдера стала композиционная роль Ирмы; на внешность Мари Белл был наложен голос другой актрисы, и этот дубляж был тщательно проработан. Работая в Голливуде, Фейдер готовил экранизацию пьесы Пиранделло «Такая, как ты хочешь» (см. его книгу «Кино, наша профессия» [Jacques Feyder, Le cinema, notre metier]) и предложил для определенного фрагмента роли дублировать Гарбо другим голосом. Но сделать этого ему не позволили, и он прекратил работу над фильмом (фильм был снят позднее Джорджем Фицморисом). В Большой игре, отдаленно вдохновленной пьесой Пиранделло, Фейдер вернулся к этому приему. В дальнейшем эта находка много раз была повторена в других фильмах, но без каких-либо особо интересных результатов; здесь же она работает не только на образ главной героини, но и на сюжет в целом. Прежде всего она не без определенной парадоксальности убирает из сюжета все сходство с Пиранделло, усиливая мощь, точность и конкретность повествования, поскольку становится очевидно (для всех, кроме героя), что Ирма и Флоранс - разные люди. Помимо этого, новый прием помогает Мари Белл сыграть персонаж (Ирму), не вполне соответствующий ее амплуа. Поручив роль Ирмы 2 актрисам (одна работала телом, другая - голосом), Фейдер значительно обогатил сложный характер персонажа. Кроме того, он сумел подобрать идеальное сочетание. Многие актеры и актрисы в истории кинематографа имели возможность доказать свою виртуозность, сыграв 2 или несколько ролей в одном фильме. Здесь же для создания одного персонажа (Ирмы) потребовались усилия 2 актрис (Мари Белль и Клод Марси). 40 лет спустя далеким и более совершенным отголоском этой находки становится последний фильм Бунюэля Этот смутный объект желания, Cet obscur objet du desir, 1977. Там обстоятельства и вечная изобретательность старого режиссера приводят к тому, что главную роль исполняют 2 актрисы, но на сей раз на экране появляются обе.
   N.В. Клод Марси, голос Мари Белл в роли Ирмы, дублировала фильмы с Гретой Гарбо. Она была актрисой, писательницей, сочиняла песни и диалоги к сценариям, вышла замуж за Шарля Спака, затем - за Анри Жансона. Вполне насыщенная жизнь. Одноименный ремейк фильма Фейдера снят Сиодмаком (1954) в цвете. В этой совместной франко-итальянской картине Арлетти играет роль Франсуазы Розэ, а Джина Лоллобриджида - роль Мари Белл. Это одна из самых невыразительных картин режиссера.

Авторская энциклопедия фильмов Жака Лурселля. - Rosebud Publishing, Интерсоцис. . 2009.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "Le Grand jeu" в других словарях:

  • GRAND JEU (LE) — GRAND JEU LE Dans l’histoire du surréalisme, 1928 est une année calme. C’est l’année des grandes réalisations. Les événements qui suscitent sinon des crises et des ruptures, du moins d’âpres discussions au sein du groupe surréaliste, se font… …   Encyclopédie Universelle

  • Grand Jeu — [grã ʒø] das; <aus gleichbed. fr. grand jeu, eigtl. »großes Spiel«> Angabe an franz. Orgeln, die eine besondere Verbindung mehrerer Register anweisen (Mus.) …   Das große Fremdwörterbuch

  • Grand Jeu — (le) revue littéraire (1928 1930, 3 numéros) fondée par R. Gilbert Lecomte, R. Daumal, Roger Vailland (1907 1965) et le peintre J. Sima …   Encyclopédie Universelle

  • Grand Jeu —   [grã ʒø; französisch »großes Spiel«], im französischen Orgelspiel des 17./18. Jahrhundert eine Registrierangabe, die den von Zungenstimmen bestimmten vollen Klang fordert und an ein groß besetztes Blasorchester erinnert …   Universal-Lexikon

  • Grand Jeu (géostratégie) — Pour les articles homonymes, voir Le Grand Jeu. Les Russes à Ispahan Le Grand Jeu renvoie à la rivalité coloniale entre la Russie et la Grande Bretagne en …   Wikipédia en Français

  • Grand Jeu — Le Grand Jeu Cette page d’homonymie répertorie les différents sujets et articles partageant un même nom. Le Grand Jeu est une revue littéraire française créée en 1928 ; Le Grand Jeu est le titre de plusieurs films : Le Grand Jeu de… …   Wikipédia en Français

  • Le Grand Jeu — Cette page d’homonymie répertorie les différents sujets et articles partageant un même nom. Le Grand Jeu renvoie à la rivalité coloniale entre la Russie et la Grande Bretagne en Asie au XIXe siècle, qui a amené entre autres à la création de… …   Wikipédia en Français

  • Le Grand Jeu — may refer to:* The Great Game , (in French Le Grand Jeu ), the strategic rivalry between the British Empire and the Russian Empire for supremacy in central Asia.* Le Grand Jeu , the title of a French literary review, founded in 1928 by René… …   Wikipedia

  • Le Grand Jeu — steht für The Great Game (frz. Le Grand Jeu), die strategische Rivalität zwischen Großbritannien und Rußland um die Vorherrschaft in Zentralasien Le Grand Jeu (Zeitschrift), eine französische Literaturzeitschrift (1928–1932) Le Grand Jeu (1934),… …   Deutsch Wikipedia

  • Le grand jeu — In diesem Artikel oder Abschnitt fehlen folgende wichtige Informationen: Belegte Profi Kritiken Du kannst Wikipedia helfen, indem du sie recherchierst und einfügst …   Deutsch Wikipedia

  • Le Grand Jeu —    1) Comédie dramatique de Robert Siodmak, avec Gina Lollobrigida, Jean Claude Pascal, Arletty, Raymond Pellegrin, Peter Van Eyck.   Pays: France et Italie   Date de sortie: 1954   Technique: couleurs   Durée: 1 h 40    Résumé    Luxueux remake… …   Dictionnaire mondial des Films


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»